вторник, 1 ноября 2022 г.

Задания по теме «Причастный и деепричастный обороты»




1.Замените причастные обороты деепричастными, расставьте знаки препинания.

А)Петляющая по полю тропинка вывела нас к деревне. Б) Блестящий на солнце снег слепил глаза. В)  Берёзки, раскачивающиеся от сильного ветра, будто стонали. Г) Гвоздики, пылавшие среди травы, были украшением сада. Д)Из- за деревьев вышел охотник, вспугнувший глухаря.

2. Подберите к деепричастиям зависимые слова, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1 Побывав (где? когда?),  ребята сами захотели устроить у себя стадион. 2) Увидев (что? где?), мальчик радостно закричал. 3) Ребята, участвуя (в чём?), необыкновенно сдружились. 4)На ледяной арене стадиона, скользя (как? по чему?), показались юные фигуристы. 5)Никто не хотел расходиться, аплодируя (как? кому?). 6) Совсем юная гимнастка не допустила ни одной ошибки, выполняя (что? где?).

3.Замените одну часть сложного предложения деепричастным оборотом, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. Когда собираешься в гости, подумай о подарке. 2. Когда готовишь подарок, вспомни, что любит твой товарищ. 3. Ему будет приятно, что ты думал о нем, узнал его вкус. 4.Если покупаешь подарок в магазине, не старайся, чтобы он был очень дорогим. 5. Если ты подаришь подарок, сделанный своими руками, то доставишь большое удовольствие другу.

4.Из двух простых предложений образуйте одно с деепричастным оборотом. Запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. Знание помогает человеку идти вперёд. Оно делает его сильным. 2. С древних времён  до нас дошли пословицы и поговорки. Они заключают в себе мудрость и смекалку народа. 3. Народные сказки помогали простым людям жить. Они внушали им надежду на лучшее будущее. 4. Много прекрасных песен создал русский народ. Их поют во сех уголках нашей огромной страны.

5.Предложения с однородными сказуемыми переделайте в предложения с деепричастным оборотом. Запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1.Мой друг простудился на катке и заболел. 2. Босоногие ребятишки бежали по берегу и громко смеялись. 3. Плакучая ива нависла над речкой и отражалась в воде. 4. Наши волейболисты хорошо подготовились  к матчу и заняли первое место. 5. Спортсмен выиграл отборочные соревнования и был направлен на всесоюзную олимпиаду.

6. От глаголов, данных  скобках, образуйте деепричастия, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. В орешник можно было попасть тропкой (перебраться) через неглубокий овраг. 2. Я свернул с дороги и (увязать) по колено кое – как добрался до дороги. 3. Яркие полосы солнечных лучей (пробить) сквозь кровлю деревьев рассеивают плотный сумрак леса

7.От глаголов, данных  скобках, образуйте деепричастия, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. Почти  не (шевелить ) крыльями хищники описывают круги над склонами хребта (оглядывать) с высоты местность. 2. (Отбросить) назад сильно согнутые крылья она зловеще прочертила небосклон (исчезнуть) за лиственницами.3. (Прижаться) к земле проносились истребители- бомбардировщики.

8. Спишите предложения, обозначьте границы деепричастных и причастных оборотов, расставьте знаки препинания.

1.Пройдя несколько домов Гаврик втащил Петю в какие – то ворота. 2. Пароход шёл задним ходом медленно поворачивая. 3. Шаланда подпрыгивая и разбивая волну быстро  уходила  в открытое море ярко синевшее крепкой зыбью. 4.Сдав тетради учителю ребята выходили из класса оглядываясь на Генку. 5. Выбравшись на чистую воду старая утка поплыла вдоль залива испуганно оглядываясь и подзывая к себе утят. 6. Сорока вспорхнула и распустив хвост по прямой полетела прочь. 7. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. 8. Алексей вздохнул прощаясь с затухающим костром.

9.  Спишите предложения, обозначьте границы деепричастных  и причастных оборотов, расставьте знаки препинания.

1. Медленно распространяясь пожар захватывает всё больше и больше пространства. 2. Почуяв приближающееся бедствие уходят с обжитых мест дикие звери далеко улетают птицы. 3. Множество животных застигнутых пожаром не находя выхода погибает в огне.4. По лесу вдруг пробежал сдержанный шёпот пугливо пронеслась неизвестная птица бесшумно взмахивая в воздухе крыльями.  5. Утки отдыхали на озере кормились набираясь сил на дальнейший путь.

10. Сочетание слов, данное в скобках, замените причастным и деепричастным оборотами. Запишите получившиеся предложения, расставьте запятые.

1. Книга (рассказывает нам о неведомых странах) заставляет нас мечтать о путешествиях и необыкновенных приключениях. 2. Писатель (размышляет о жизни) в своих художественных произведениях ставит перед нами вопрос: как жить? 3. Сказки (заставляют нас дивиться богатству народной выдумки) уносят читателя в воображаемый мир. 4. Народные сказки( внушали людям надежду на лучшее будущее) помогали людям жить. 5. Камыш (наклонился над рекой) что –то шепчет. 6. Берёзки (раскачивались от сильного ветра ) стонали. 7. Гвоздики (пылали среди травы) украшали сад.

11.  Спишите предложения, обозначьте границы деепричастных  оборотов, расставьте знаки препинания.

1.Чайки бродят по отмели раскрыв клювы лениво распустив крылья. 2. Не выпуская Петиной руки Гаврик осторожно  выглянул из ворот и тотчас отвалился назад прижавшись спиной к дому. 3. Не чувствуя под собой ног Петя побежал к дому. 4. Владимир шёл не разбирая дороги. 5. Я жил недорослем гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. 6. Однажды осенью матушка варила в гостиной варенье, а я облизываясь смотрел на кипучие пенки. 7. Проснувшись поутру довольно поздно я увидел что буря утихла. 8. Приехав в Оренбург я прямо явился к генералу. 9. Спустясь по крутой тропинке мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. 10. Я глядел во все стороны ожидая увидеть грозные бастионы башни и вал.

12.Спишите предложения, обозначьте причастные обороты, расставьте знаки препинания.

1. Слегка усиливающийся к ночи ветерок передвигал над морем невидимый воздух. 2. Молва о красных флагах вывешенных в Краснодоне прошла по все городам и посёлкам. 3. Ночные костры светившие там и сям освещали фигуры сонных  солдат. 4. Две недели бились здесь сошедшие с кораблей для смертного боя с фашизмом черноморские моряки.



Задание: Предложения с необособленными причастными оборотами перестройте в предложения  с обособленными причастными оборотами. Запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

7 класс                   Предложения с деепричастным оборотом

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. Егорушка лежал на спине и  зал..жив руки под голову глядел на небо. 2. Дружки свернули с дороги и оглядываясь по сторонам пошли к лесу.  3. Через несколько мгновений  всадник крупной рысью промчался мимо и быстро повернувшись ко мне лицом с..ехал с дороги и и..чез за лесом.  4. Хозяин встрет..л нас у ворот  держа  ф..нарь  под полою и ввёл меня в горницу.  5. На правом фланге батальона танки пробили большую бреш.. в обороне немцев и двигаясь в глубину её косили из пулемётов с..лдат бегущих в бе..памятстве. 6.  Вдруг она пробежала мимо меня напевая что(то) и пр..щёлкивая пальцами вбежала в дом. 

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. Грохот ближнего боя ещё осенью поднял медведя из берлоги наруш..в его зимн..ю спячку. 2. Очнувшись я несколько врем..ни не мог опомниться.  3. Получив спешное поручение Пашка побежал в деревню сломя голову.  4. Ночь подобралась (не) заметно окутав в чёрн..ю вуаль деревья.  5. Семён лавировал об..е..жая дорогу то по бугру то по лугу часто спрыгивая с   телеги  и помогая лошади.  6. Первый утрен..ий ветерок  осторожно шевеля  бурыми стеблями прошлогоднего бур..яна пробежал вдоль дороги. 

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.   

1.  Под облаками  заливая воздух серебрян..ыми  звуками  дрожали жаворонки  а над  зеленеющими пашнями солидно и чин..о взмахивая крыльями носились грачи.  2. На нашей стороне весь берег  светился св..ркая искрясь и переливаясь разноцветными слоями сланцевых п..род . 3. Лодка почти до половины всползла на песок  вместе с волной и покачнувшись набок стала.  4.  На дворе отр..жаясь в лужицах между камней бл..стит радос..но весен..ее солнце.  5.  Зеленоватые  волны взбегая на жёлтый  песок сбрасывали на него белую пену своих пышных грив волна с тихим звуком та..ла на горячем песке  увлажняя его.  6.  По высокой  зыбкой  ржи переливаясь то серебристо – зелёной  то красноватой рябью бежали длин..ые волны. 

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. Первые лучи солнца пробившись сквозь тучу бл..с..нули в небе и пробежали по земле. 2. Под..е..жая к оврагу я услышал издали шум крики и голос моего Савельича.  3.  Пут..ше..ствуя по разным странам мы пр..обретаем много полезных знаний.  4. Переходя из поколения в поколение из уст в уста былины дошли до нас  из глубокой старины.  5.  Высоко надо мною тяжело и резко рассекая воздух крыльями пролетел осторожный ворон.  6.  Пришлось и..ти осторожно  переступая с ноги на ногу.  

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. Утопая в листве по колено снова осень стоит у двора.  2. Выйдя из дома Герасим тотчас  хватился Муму. 3. Разговаривая мы незаметно подошли к речке.  4. В небе т..жело обг..няя друг друга плыли серые тучи. 5. Предчу..ствуя непр..ятную встречу ворча и огляд..ваясь  Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попят..лась назад.  6. За неимением  и м..нуты свободного врем..ни  Огнев писал письма стоя. 

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. Смотритель выпросил отпуск и не сказав никому  ни слова о своём намерени.. пешком отправ..лся

за своей дочерью.  2. Подр..стая ребёнок не только рассматривает  ил..юстраци.. в книжке Пушкина но и сам читает стихи о зелёном дубе выр..сш..м  у  лукоморья.    3. И он проверяя себя по звёздам как по комп..су  уверен..о  шёл вперёд.  4. Облака заслонив луну всё более сгущались.  5. Летучие мыши уже носились над заснувш..ми верхушками осин..ика т..инствен..о кружась и дрожа на смутном небе.  6. Резво и прямо пролетал в небе ястребёнок спеша в своё гнездо.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. Услыша суд такой мой бедный соловей всп..рхнул и улетел  за тридевять полей.  2. Увлекшись поисками  грибов я потерял из виду товарищей.  3.  Скупой  теря..т всё желая всё достать.  4. Нежась и  пр..жимаясь ближе к берегам от ночного  холода  Днепр несёт серебр..н..ые  волны.  5.  Днепр спёртый дотоле порогами брал своё и шумел как море разлившись по воле.  6.  Дядья внезапно вск..чили на ноги и перегибаясь через стол стали выть и рычать на дедушку жалобно скаля зубы и встряхиваясь как собаки.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. Вечерами я зад..рал голову надеясь увидеть закат.  2. Ядро зажу..ало пролетело над ними и упало позади (н..) сдел..в наез..никам  никакого вреда. 3. Человек в расстёгнутой  рубахе бежит за собакой и подавшись туловищем вперёд  падает на землю.  4. Около самых ворот стоит человек и подняв  вверх правую руку показывает на окровавлен..ый  палец. 5. В центре  растопыр..в передние ноги  и  дрожа всем телом  сидит на земле сам в..новник ск..ндала.  6.  Предчу..ствуя  неприятн..ю встречу ворча и огляд..ваясь Каштанка вошла в маленькую комнату. 

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. По ночам  побледневшая луна  торопливо проб..ралась сквозь мутные тучи  изредк..  р..няя тревожный свет на взбаламучен..ое снежное море.  2. Протяжный  звук стлался над снегами и постепен..о нар..стая поднимался  вверх обрываясь где -то у вершин деревьев низкой  тоскливой  нотой.  3. Загудели пчёлы перелетая с цветка на цветок  и две пёстрые бабочки тоже закружились в саду словно играя друг с другом.  4. Тяжёлые намокшие грозди с..рени стряхивая с себя св..ркающие бр..л..ианты распр..млялись становясь легче  и светлее.  5. Я стоял   ничего  не замечая вокруг, время тоже словно стояло в стороне  предостав..в меня самому себе.  6.  Илюша завалившись за спину матери дремлет а иногда и совсем спит.  

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. Снежинки падали на землю медленно кружась в воздухе и укрывали её пушистым ковром.  2. Солнце светило ярко заливая комнату  горячим  светом  и словно зовя на простор  пр..гревало всё сильнее с каждым часом.  3.  Взошло солнце и оз..рив просыпавш..юся степь заиграло всеми цветами радуги на р..систой  траве  покрывавш..й  всё видимое  глазом пространство.  4. Всё спало и только далёкий  месяц не спал равнодушно заливая тронут..ю морозом землю своим светом.  5.  Осень раздев лес и сковав воду  пр..крывает  землю  снежным покрывалом.  6. Одни воробьи  не  горевали и распушив пёрышки  ещё  ярос..нее  прежнего  чирикали. 

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

 1. Кое- где в об..ятиях  сумрака  дремлет  грус..ная берёзка  печально  свес..в  свои  тоненькие ветви.  2.  Выглянув в окно вы видите огромную грозовую тучу  висящ..ю над домом над дорогой  над всею степью.  3.  Уловив в голосе незн..комца тёплую душевную нотку  Каштанка  лизнула ему руку и заскулила ещё жалос..нее.  4. С воем и плачем кружась на лесных полянах зам..рая на мгновение у подножия неподвижных  дубов метель с  яростью обрушивалась на осин..ик. 5. Широкая река  ог..бала р..внину  уходящим  от меня полукругом  и стальные отблески воды  изредк.. и смутно м..рцая отмечали её течение.  6. Никогда не берись за последу..щее не усво..в пред..дущего.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1.  На далёкое  пространство от берега  с моря подн..мались тёмные остовы судов вонзая в небо острые мачты с  разноцветными  ф..нарями  на вершинах.  2. (Не)пр..вычный  человек может сильно испугаться услышав в ночном лесу совин..ые крики. 3. (Не) далеко заухал филин и Ласка вздрогнув переступила осторожно несколько шагов и скл..нив (на)бок голову стала прислушиваться. 4. Оставшись один  я прежде всего уничтож..л все боевые д..кументы.  5. Длин..ая клюквен..ая плеть цепляясь за стебельки трав и неровности оплела чёрный пень. 6. Прежде никогда люди Троекурова не осмеливались шалить в пределах владений Дубровского зная приятельскую связь его с их господином.



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий