вторник, 1 ноября 2022 г.

Теория и практика к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку

 




1.1. Несогласованное приложение. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

 

 

Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Что нужно помнить:

Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.), озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.
В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.
В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

 

1.2. Предложения с причастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

 

  • Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.
  • Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.
  • Не должно быть замены действительного причастия на страдательное.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду
2. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.
3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду
2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

 

1.3. Предложения с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

 

 

Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).

1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.

3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.
2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.
3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.

1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)
2. Приехав в Москву, мне стало грустно.
3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Связь между подлежащим и сказуемым. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.                       

1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)

2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
2. Кресло-качалка отремонтировано.
3. [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].

1. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
2. Кресло-качалка отремонтирована.
3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

 

 

1.5. Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью.


При переводе прямой речи в косвенную речь местоимения и глаголы в форме

1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).

 

1.6. Предложение с однородными членами. Ошибки в построении предложения с очп.

 

1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.

2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.

3. Если однородные члены - прилагательные или причастия, они должны быть оба

 в одной форме (полной или краткой).

4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.

5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородныхчленов.

7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов 

(Как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то…; не столько…, сколько…;

не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.).

 Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:

не только … но и

если не…, то

как…, так и

Список двойных союзов

    ЕСЛИ НЕ …, ТО 

    ХОТЯ И …, НО 

    КАК …, ТАК И 

    НЕ ТАК …, КАК 

    НЕ ТОЛЬКО …, НО И 

    НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО 

    НАСКОЛЬКО …, НАСТОЛЬКО 

    НЕ ТО ЧТО …, НО 

    НЕ ТО ЧТОБЫ …, А 

    СКОРЕЕ…, ЧЕМ 

       Предложения с двойными союзами.

     Если однородные члены соединены такими союзами, то запятая ставится только перед

   второй частью. 


1.   Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.

2.   Работа хотя и несложная, но трудоёмкая и потребует дополнительного времени

 для своего выполнения. 

3.   Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых.

4.   День есть день, а ночь есть ночь, но в этой удивительной стране всё вечно не так,

как принято. 

5.   Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.

6.   Он был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией.

7.   Ее чувство было настолько же случайно в выборе предмета, насколько в своем

 источнике отвечало властной потребности инстинкта… 

8.   Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна.

9.   В ту минуту я не то чтобы струсил, а немного оробел.

10.               Он был скорее раздосадован, чем опечален.

При пропуске второй части двойного союза вместо запятой ставится тире: 

Она ему не то что в матери — в бабушки годится. 

В сложных предложениях с двойными или парными союзами другая постановка знаков

 препинания. 

Сравните предложения:

 1. Тёплая погода если и вернётся, то не надолго.

 (простое предложение, запятая перед если не ставится). 
 2. Тёплая погода, если она и вернётся, то не надолго. По вечерам, если нет ветра и на небе

 нет облаков, то запах сена чувствуется сильнее. (сложные предложения, запятая перед

 если ставится).

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.
2. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто
3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или
Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).
4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).
6. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
7. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.
8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

1. Раскольников придумал и восхищается

 своей теорией.

(глаголы сочетаются с сущ-ми в разных падежах)
2. Натянуть и выстрелить из лука непросто.
3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо

иллюстрированные (полн. форма).
4. Толпы людей были повсюду: на улицах,

площадях, скверах.
5. Жизнь крестьян изображена в произведениях

 русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев,

Толстой (И.п.).
6. В пакете лежали апельсины, сок, бананы,

фрукты.
7. Можно утверждать, что настроение было

 не только главным для создателя стихотворения,

 но и для читателей.
8. В Северной Африке мы наблюдали

 много особенностей как в природе,

а также и в людских нравах.(нет союза

 не только…, а также)

 

1.7. Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения.

 

1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.
Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.
2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).

 

2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).

1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)
2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).

 

1.8.Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.

 

1. Предлоги -  СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ,

 ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?).

Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо»

 употребляется с П. п. (по ком? чём?)

в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении,

наподобие, посредством+ Р.п. существительного.

Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны

 быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

2. Предлоги в - из, на - с.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам
благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию
По окончании срока
По истечении срока
По прибытии поезда
По приезде
2. в город – из города

1. Вопреки (кого? чего? Р.п.)

 обстоятельств
благодаря (кого? чего? Р.п.) старания
По окончанию срока
По истечению срока
По прибытию поезда
По приезду
2. с города

 

1.9. Глагольные формы. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

1. Не соответствующее норме чередование форм наст. и прош.вр. при описании событий прошлого.

2. Использование глаголов несов.в. вместо глаголов сов.в.

 

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

    1. Бим лежал на земле и дрожал всем телом.
    2. Сестра прочитала книгу и пересказала ее брату.

  Когда медвежата подросли (сов.в.), их посадили (сов.в.) на цепь.

 1. Бим лежал на земле и дрожит всем телом.

 2. Сестра читает книгу и пересказала ее брату.

  Когда медвежата подросли (сов.в.), их сажали

(несов.в.) на цепь.

 

1.10. Управление глаголов. Нарушение управления.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Он всегда уделял внимание своему здоровью.

Он всегда уделял внимание на свое здоровье.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практика

 

1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 

A) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью 
B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 
Д) неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

1) В журнале «Юности» была впервые опубликована повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». 
2) Мы знаем писателей, благодаря которых оживают страницы истории. 
3) Романы Толстого и Достоевского инсценировались кинорежиссерами США, Франции, Италии, Японии. 
4) Нравственные, этические нормы должны быть переняты нами из опыта великих мастеров прошлого. 
5) Александр Николаевич Островский — знаменитый русский писатель и драматург, оказавший значительное влияние на развитие национального театра. 
6) В «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова отражены поэтические размышления не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современности, о правах человеческой личности. 
7) Всем с детства знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом. 
8) Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от царя. 
9) Тарас Бульба сказал сыновьям, что «поедете в Запорожскую Сечь и будете сражаться с ляхами». 

 

 

2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 
В) неправильное построение предложения с косвенной речью 
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 


 

            ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1) Мистер Томпсон спросил, правильно ли я понял то, что вы сказали.

2) Мы пригласили на этот праздник людей, интересующимся нашим проектом.

3) Человек должен быть не только добрым и отзывчивым, а также справедливым и честным, хоть это и бывает сложно.

4) Присутствующие в зале зрители заметили, что актер, играющий главную роль, перепутал текст.

5) Многие из тех, кто имели некоторые причины интересоваться его судьбой, слишком мало могли узнать о нем за всё это время

6) Читая интересную книгу, возникает непреодолимое желание встретиться с главными героями.

7) Согласно подсчетов в этом городе проживает миллион человек.

8) Недавно в журнале “Андромеде” я прочитал интереснейшую статью о новом созвездии, открытом учеными.

9) В романе “Обломов” главным героем является не только Илья Ильич, но и его лень.

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий