пятница, 4 ноября 2022 г.

Задания 9 кл ССП

 Словарный диктант

 Смолѐная лодка, тщательно смолѐнная, серебряный браслет, серебрѐная ложка, дровяной сарай, деревянный дом, запечѐнный картофель, печѐнный в золе, бешеный темп, вызов брошен, брошенное зерно, пряные запахи, юный исполнитель, ветряной двигатель, ветреный поступок, холодно и ветрено, голубиное воркование, глубинный смысл, дорога пустынна, шутка невинна, обиженный вид, растерянный взгляд, рискованный шаг, прессованный сахар.


Урок 16. Контрольный диктант У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябинка с тугими жѐлтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках. Нагретый воздух над цветами «мрел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки. Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролѐт, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что в небе хорошо видны горные вершины облаков. (По К. Паустовскому) Дополнительные задания: 1. Произведите синтаксический разбор одного из сложносочиненных предложений. 2. Подчеркните обособленные обстоятельства. 3. Найдите слова с орфограммой -н-, -нн-, графически объясните выбор написания. Приведите 3 примера с этой же орфограммой. 4. Подчеркните неоднородные определения. 5. Обозначьте морфемы в 3-х причастиях


2. Объяснительный диктант. Редкая волна тихо, чуть слышно шлѐпает в берег. Шлѐпнет и уходит назад, лениво волоча за собой гравий. Подождѐт, подождѐт – и снова тащит гравий обратно, и снова шлѐпнет. Серебристо-чѐрное небо сплошь осыпано августовскими звѐздами. Раздвоенный рукав Млечного Пути висит над головой видением небесной реки. Небо отражается в море так роскошно, что, лѐжа на тѐплой гальке, задрав голову, никак не поймѐшь, где верх, а где низ. Будто висишь среди звѐздной бездны. Сначала можно подумать, что звѐзды неподвижны. Но нет. Присмотришься – и видно, что весь небесный свод медленно поворачивается. (В. Катаев) - Каким настроением отличается текст? Какими художественными средствами выразительности достигает этого автор? Состояние спокойствия и восхищения создают лексические средства: метафоры (шлѐпает, уходит, подождѐт) эпитеты (роскошно, лениво); сравнения (видением небесной реки, будто висишь); синтаксические средства: определенно-личные предложения (2 лицо ед. ч.) подчѐркивают, что эти чувства может испытывать каждый. Парцелляция – придаточное предложение отделено точкой. Дополнительные задания: - Объясните постановку тире. (В простом и сложном предложении «знак неожиданности»). - Укажите морфологическую принадлежность слов осыпано, раздвоенный, неподвижны.

. Прокомментируйте ответ ученика. В предложении К рассвету и ветер ослабел и прибой затих запятую перед союзом и не нужно ставить, потому что части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член к рассвету. (При анализе предложения ученик не обратил внимания на повторяющийся соединительный союз. Это не входит в условия правила и прекращает действие нормы.) 3. Составьте предложения по схемам. 1) [опр.-л], или [двусост.] 2) [назыв.], но [безл.] 3) [безл.], и [безл.] 

 Найдите общий элемент, определите его синтаксическую роль и место в структуре предложения. 14 1) Всегда тут по ночам кричал сверчок и суетились мыши. (А. Чехов) 2) Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт. (А. Чехов) 3) Стонут орлы и поблекла трава в сентябре. (В. Саянов) 4) Чужды вам страсти И чужды страдания. ( М. Лермонтов) 5) Здесь Пушкина изгнанье началось И Лермонтова кончилось изгнанье. (А. Ахматова) 5. Объяснительный диктант. Оранжевая заря задержалась, и на ней долго оставались силуэты избушек, овинов,1 лозин. Под самый конец на луга пробрался белый низкий плотный туман, и потом началась сильно звѐздная ночь. Вечером курятся овины и пахнет дымком почему-то особенно сильно, когда молодой месяц уходит за чѐрный бор. Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы

 Объяснительный диктант. О том, что зима уже не за горами, всегда расскажет осенний иней. Он густо опустится на ступеньки крыльца, на крышу дома и будет холодно просвечивать до тех пор, пока в туманном дыму октябрьского утра не покажется солнце. Солнце поднимется, пригреет, и иней начнѐт расползаться, таять, и скоро от недавнего морозного покрывала, опустившегося ночью на землю, останутся лишь влажные пятна и полосы по низинам. Первый ночной морозец всегда слабый, робкий, ему ещѐ не хватает сил выстудить по дорогам лужи и стянуть эти лужи льдом. Первый мороз ещѐ не заглядывает в лес, и в лесу как ни в чѐм не бывало стоят весѐлыми рядами крепкие розовые грибы – волнушки. (По Ан. Онегову) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий