среда, 31 мая 2023 г.

Учимся писать сочинение по прочитанному тексту.Прием подтверждения.

 (1)В Московском университете преподаётся студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно. (2)Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. (3)Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. (4)В земских и дворянских собраниях, учёных заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, не зная, куда девать руки. (5)Нам говорят слово, а мы в ответ — десять, потому что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект.

(6)У нас много присяжных поверенных!, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку. (7)У нас много учреждений, в которых по обязанностям службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто.

(8)В обеих столицах насчитывают всего-навсего настоящих ораторов пять-шесть, а о провинциальных ораторах что-то не слыхать. (9)На кафедрах у нас сидят заики и шептуны, которых можно слушать и понимать, только приспособившись к ним. (10)На литературных вечерах дозволяется читать даже очень плохо, так как публика давно уже привыкла к этому, и когда читает свои стихи какой-нибудь поэт, то она не слушает, а только смотрит.

(11) Рассказывают про одного музыкального и художественного критика, который несколько лет назад в клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущённую статую: постоял на эстраде, помялся, да с тем и ушёл, не произнеся ни одного слова. (12)А сколько историй можно бы было рассказать про жрецов науки, которые «изводили» своих слушателей и в конце концов возбуждали к науке полнейшее отвращение.

(13)Мы не гоняемся за наслаждениями и не ищем их, и нас поэтому нисколько не тревожит, что мы, равнодушные к ораторскому искусству, лишаем себя одного из высших и благороднейших наслаждений, доступных человеку. (14)Но если не хочется наслаждаться, то по крайней мере не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. (15)В обществе, где презирается истинное красноречие, царят ханжество слова или пошлое краснобайство. (16)И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. (17)Немыслимо, чтобы проповедник не был в то же время и увлекательным оратором. (18)Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами.

(19)«Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство говорить считалось обязательным.

(20)Быть может, и мы когда-нибудь дождёмся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учёно, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. (21)Несомненно, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличием, как и не уметь читать и писать. (22)Поэтому и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.

По А. П. Чехову

Антон. Павлович Чехов (1860-1904) — известный русский писатель, прозаик, драматург.


Вступление

 

Проблема

В чем заключается значимость ораторского искусства для человека ? Именно об этом размышляет А. П. Чехов в предложенном для анализа тексте.



Пример 1(по проблеме)+

пояснение к нему

Размышляя о проблеме, автор утверждает, что в стране мало людей, которые могут выражать свои мысли “ясно, коротко и просто”, ведь красноречие у нас “в совершенном загоне”, поэтому А. П. Чехов уверен в том, что обязательно необходимо обучать красноречию.  Он обращает внимание читателя на то, что люди не способны кратко и понятно излагать свои мысли: им говорят слово, а они “в ответ — десять”. Они либо “застенчиво” молчат, либо говорят “вяло…, не зная, куда девать руки”.  Особенно это важно для людей, чья профессия связана с публичными выступлениями  и обязывает их владеть ораторским искусством. Автор отмечает малое количество мастеров слова и недоволен тем, что профессора на кафедрах - это “заики и шептуны”, которых сложно понимать и слушать. Поэты на литературных вечерах могут читать стихи плохо, ведь публика “не слушает, а только смотрит”.  Писатель подводит нас к мысли о том, что важно обладать даром красноречия, но, к сожалению,большинство людей не умеют доносить свои мысли до окружающих. 

Пример 2 (по проблеме)+ пояснение к нему

Далее в подтверждение мысли А. П. Чехов приводит доказательство, рассказывая историю музыкального и художественного критика, который хотел прочесть лекцию, но из-за неумения правильно и внятно излагать свои мысли, ушел, “не произнеся ни одного слова”. Перед этим он, стоя на эстраде,  пять минут изображал из себя “молчаливую, смущённую статую”. Такие  жрецы науки своими рассказами  возбуждают  у слушателей лишь  “полнейшее отвращение” к предмету речи.В обществе, где  “презирается истинное красноречие, царят ханжество слова или пошлое краснобайство”, поэтому люди лишают себя “высших и благороднейших наслаждений”, которые могут у них  быть. А.П.Чехова радует, что в Московском университете начали преподавать студентам декламацию. Читатель понимает, что ораторскому искусству необходимо обучаться, чтобы  при наименьшей затрате сил достигнуть  известного эффекта.


Смысловая связь и ее анализ

Таким образом,  использованные примеры   основанные на приеме подтверждения , доказывают, что каждый образованный человек должен понимать важность обучения ораторскому искусству, чтобы уметь выражать свои мысли понятно и правильно. 


Автору удалось убедить читателя в том, что красноречие играет большую роль в современном мире и является “одним из сильнейших рычагов культуры”. Ораторское искусство позволяет доносить свои мысли четко и понятно, заинтересовывает слушателей. 

Согласие+обоснование своего отношения

Моя точка зрения совпадает с позицией автора. Я считаю, что каждый образованный человек должен уметь красноречиво излагать свои мысли. Примером этого может служить произведение М. А. Булгакова  «Собачье сердце», где главный герой был груб со всеми и не следил за своей речью. Шариков пренебрегал образованием и возможностью обучаться манерам у профессора Преображенского, но зато быстро нашел общий язык с председателем домкома неграмотным Швондером.  Автор уверен в том, что необразованность ведет к разрыву связей с людьми и неумению строить с ними отношения. 

Вывод                  Вывод

Таким образом, можно сделать вывод о том, что обучение ораторскому искусству следует считать неизбежным в воспитании и образовании, ведь именно благодаря красноречию можно добиться того, что является необходимым для человека. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий