среда, 31 мая 2023 г.

Учимся писать сочинение по прочитанному тексту

  (1)Подъезжая к родному гнезду, я не узнавал себя. (2)Я никогда не воображал, чтобы мне так легко обошлась разлука с Петербургом и так радостно было снова увидеть деревню, где протекло моё детство. (З)Всё, что казалось мне тогда тягостным, досадливым, исчезло как бы само собою. (4)Тёплое чувство по отношению к матери пробуждалось во мне в первый раз с такой силой. (5)Мне нетерпеливо хотелось обнять её и поблагодарить за снисхождение к моим бросаниям из стороны в сторону, к моим отступлениям против её желаний, — за всё, что она для меня сделала. (6)Я ждал минуты, когда увижу старого Николая, бывшего отцовского слугу, носившего меня на руках и любившего меня, будто родного сына. (7)Я вспоминал, как Николай часами караулил, когда меня пустят гулять, брал на руки, водил по полям и рощам, рассказывал разные истории и сказки.

(8)Сердце моё окончательно размягчилось, когда при въезде на последний пригорок передо мной открылась долина речки Смедвы. (9)Сама Смедва блеснула в своих изгибах, замкнутых зеленеющими склонами с их рощами, когда в глубине обрисовался тёмный старый сад с его липовыми аллеями и подле него крыша нашего дома.

(10)Когда тарантас въехал на двор, матушка стояла на крыльце и махала платком, из-за её плеча выглядывал чепец бабушки. (11)Николай, окончательно поседевший, белый как лунь, и дворовые окружили меня. (12)После обниманий и целований мы вошли в дом, показавшийся мне несравненно меньше, чем казался в детстве. (13)После расспросов родных и близких о моих занятиях и творческих планах матушка отвела меня в комнату, заблаговременно для меня приготовленную.


(14)Она выходила окнами в сад, частью на поворот дороги, огибавшей Смедву, осенённую с этой стороны столетними деревьями.

(15)Не помню, чтобы я чувствовал когда-нибудь себя более счастливым.

(16)Я сознавал, что пришёл конец моим мытарствам, что пора одуматься, пора прийти в себя, приняться за работу и доказать, что мои порывы к литературе были не мимолётными капризами, а признаком врождённого призвания. (17)Тишина, меня окружавшая, производила на меня обаятельное действие — я к ней прислушивался, как к сладчайшей музыке.

(18)Благословенная эта тишина нежила меня, но не давала, однако ж, подходящей темы для повести, которую я во что бы то ни стало хотел сочинить. (19)Я бродил по целым дням в полях и лесах, любовался картинами природы, напрасно целыми днями и ночами напрягал воображение, выискивая интересный сюжет.

(20)Бывали не только часы, но и дни, когда при всём усилии я не мог написать ни строчки. (21)Я приходил в совершенное отчаяние, искренне убеждённый, что лишился способности писать. (22)Такое состояние знакомо более или менее каждому писателю настолько же, насколько знакомо также то неожиданное нервное возбуждение, когда пишется легко и свободно, без всякого принуждения.

(23)Последнее можно было бы назвать настроением, расположением, пожалуй, вдохновением. (24)Как объяснить, в самом деле, таинственный процесс, внезапно охватывающий человека во время его работы? (25)Чем объяснить, например, что опытный писатель часто бьётся как рыба об лёд в бессилии собрать мысли, в бесполезном старании набросать их на бумагу, сочинить иногда складно самое незатейливое простое письмо, и вдруг без всякого повода, без всякой видимой, внешней причины возвращается бодрость духа, мысли проясняются, впечатления складываются в живые образы, слова, которые надо было высказать, напрашиваются как бы сами собой?

(26)Пробуждённая творческая способность настолько могущественнее воли писателя, что во время её прилива пишется точно под чью-то настоятельную диктовку, и всё, что выходит из-под пера, отмечается чем-то живым, образным, наблюдательным.

(По Д. В. Григоровичу*)

* Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1900) — русский писатель, публицист, автор воспоминаний о своих современниках.


Вступление

 

Проблема

    Что родной дом значит для человека и в чем проявляется любовь к этому месту ?      Именно об этом размышляет Д. В. Григорович в предложенном для анализа тексте.


                                                              

Пример 1(по проблеме)+

пояснение к нему

Размышляя о проблеме, автор рассказывает историю возвращения домой, в “деревню, где протекло детство”. С помощью художественных деталей он обращает внимание читателя на чувства, переполняющие рассказчика: все тягостное и досадливое  “исчезло как бы само собою”, впервые “ с такой силой ” пробудилось “теплое чувство” к матери.  Рассказчик был в предвкушении встречи с семьей, он хотел поскорее встретиться с Николаем, “бывшим отцовским слугой”,который любил его “будто родного сына”. Он с нетерпением ждал объятий матери, хотел поблагодарить ее за всё, что она сделала для него . Писатель подводит нас к мысли о том, что происходит в душе человека при встрече с родными местами и людьми. Данная психологическая деталь позволяет понять мысль автора о том, что родной дом пробуждает в человеке искренние чувства и заставляет забыть о трудностях. 

Пример 2 (по проблеме)+ пояснение к нему

Далее автор обращает внимание на деталь пейзажа при встрече рассказчика с родными местами. Его сердце “окончательно размягчилось”, когда он увидел долину реки Смедвы и в глубине “старый сад с его липовыми аллеями”. Въезжая во двор, рассказчик рассматривал каждого, кто пришел его встречать. Он обращает внимание на то, как “матушка стояла на крыльце и махала платком” , за ней “выглядывал чепец бабушки”, и “Николай, окончательно поседевший”, вместе с дворовыми окружили его.  Дом показался рассказчику намного меньше, чем в детстве. Окна комнаты, приготовленной для него, выходили в сад, виднелась дорога, огибающая Смедву. Описывая пейзаж малой родины, Д. В. Григорович акцентирует внимание на деталях пейзажа и говорит о том, что никогда “не чувствовал себя более счастливым”. Тишина этого места поражала его, “нежила”, “производила обаятельное действие”. Читатель понимает, что для автора родной дом - это самая важное место, которое греет душу. Это и  природа края, и родные люди, которые всегда ждут его. 



Смысловая связь и ее анализ

Таким образом, прозаик, используя два примера-иллюстрации, основанных на приеме детализации, демонстрирует, что чувствует человек, возвращаясь в родные места и отчий дом. Это место, где человек чувствует себя по-настоящему счастливым, оно способно восстановить душевное равновесие, придать силы и полноту жизни. 

Позиция автора

Автору удалось убедить читателя в том, что родной дом играет особую роль в жизни каждого человека, ведь это место, где его  любят и всегда ждут . Возвращаясь домой, человек забывает о проблемах и трудностях, которые происходят в жизни.  

Согласие+обоснование своего отношения

Моя точка зрения совпадает с позицией автора. Я считаю, что дом занимает особое место в сердце каждого человека. Примером этого может служить произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов – человек, у которого очень долго не было дома. Его часто обвиняли в безалаберности, невоспитанности и неблагодарности. Однако каким еще может быть человек, который никогда не знал, какого это – быть любимым членом семьи. Лишь спустя много лет герой обрел настоящий дом, после вступления в брак с Наташей Ростовой. Только здесь Пьеру дали почувствовать собственную значимость. Из этого примера понятно, что дом – это в первую очередь место, где ты чувствуешь себя нужным, любимым. Где тебе хорошо. 

Вывод

Таким образом,  можно сделать вывод, что дом многое значит для каждого человека, ведь здесь всегда ждут и любят. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий